Австралийский SAS
Страница 1 из 1
Австралийский SAS
ПЕРВЫМ подразделением австралийского полка SAS (SASR — Special Air Service Regiment), прибывшим во Вьетнам, стал третий эскадрон, высадившийся там 15 июня 1966 года. Местом временной дислокации был выбран населенный пункт Нуи Дат.
До этого солдаты эскадрона уже работали во Вьетнаме в качестве советников, что, безусловно, помогло им быстрее адаптироваться в новых условиях. Уже 26 июня эскадрон приступил к боевой работе. Зоной его ответственности стала провинция Фоук Туй, что примерно в семидесяти километрах юго-восточнее Сайгона. Довольно скоро обстановка потребовала более активного участия SAS в боевых действиях. Одновременно была усилена тыловая база воюющего эскадрона и штаб. Командовал полком бригадир Джексон, один из немногих, кто понимал реальные возможности SAS.
Следует заметить, что австралийская SAS во Вьетнаме никогда не была представлена полковой структурой. Это объясняется ограниченной зоной ответственности. Полковая структура предназначена прежде всего для развертывания инфраструктуры, которая позволит оперативно перебрасывать эскадроны SAS и обеспечивать их боевую деятельность в любом регионе мира. В пределах же провинции патрули доставлялись вертолетами 9-й эскадрильи королевских ВВС Австралии.
За годы войны Вьетнам стал свидетелем очень тесного и довольно успешного взаимодействия SAS с ВВС. Успех этого взаимодействия базировался на личных отношениях бойцов спецназа и пилотов армейской авиации. Бойцы полка полностью полагались на опыт пилотов, которые неоднократно вытаскивали патрули спецназа прямо из-под огня противника. Вертолетчики довольно часто рисковали своей жизнью, поскольку спасали не какое-то абстрактное подразделение SAS, а своих друзей и товарищей.
Действия третьего эскадрона уже на первом этапе были высоко оценены их американскими союзниками. Только за девять месяцев боевого применения эскадрону удалось провести 134 дальних патрулирования, при этом 27 раз патрули вступали в бой с превосходящими силами противника (надо учитывать, что все эти столкновения имели место в ходе ведения разведывательных действий, которые вели патрули численностью не более четырех человек).
В январе 1967 года во время такого боя один боец получил тяжелое ранение. Вертолетами патруль удалось эвакуировать из-под огня противника. Раненого сразу же переправили для лечения в Австралию, но спасти его так и не удалось. Это был первый боец SAS, погибший во Вьетнаме.
16 февраля 1968 года на смену третьему эскадрону был направлен первый эскадрон полка. За время командировки им было проведено 246 дальних патрулирований, уничтожено 83 партизана Вьет Конга и обнаружено 405 солдат противника. Затем боевые задачи во Вьетнаме выполняли бойцы второго эскадрона. Полностью эскадроны SAS были выведены из страны в 1972 году.
ВО ГЛАВЕ патруля стоял, как правило, сержант или лейтенант. Состав патруля зависел от выполняемой задачи. Обычно он насчитывал пять человек: командира и его заместителя, разведчика, связиста и медика. Большинство патрулей, которые вели разведку, состояли из четырех-пяти человек, засады же проводили большими силами, хотя и были исключения. Из вооружения солдаты чаще предпочитали автоматическую винтовку SLR калибра 7,62-мм, хотя некоторые использовали американскую штурмовую винтовку М-16. Особо популярным был ее вариант с подствольным гранатометом. При выполнении некоторых задач использовался пулемет М60, пистолет-пулемет Stirling с прибором для бесшумной стрельбы.
Действуя автономно в течение нескольких дней, патруль был вынужден нести с собой все — от боеприпасов до продуктов питания. Нагрузка между солдатами, входящими в состав патруля, распределялась лично командиром в соответствии с индивидуальными особенностями каждого бойца.
Для связи патруля с базой использовались, как правило, переносные коротковолновые радиостанции AN PRS64, они позволяли связываться как в телеграфном, так и в телефонном режиме. Патруль имел также три радиостанции URC10, которые работали в телефонном режиме и в режиме радиомаяка. Радиомаяк позволял наводить на цель летательные аппараты. Две радиостанции были настроены на частоту авиации, а одна — на международную частоту (Mayday). Защита передаваемой информации осуществлялась с помощью шифроблокнота OTPL(One Time Letter Pad). Каждая его страница была индивидуальна, имела свой номер и могла использоваться только один раз.
Одежда и снаряжение солдата подбирались и подгонялись индивидуально для каждого. Костюмы были либо американские, камуфляжные, либо австралийские, оливкового цвета, получившие на солдатском сленге название "зеленка". Некоторые добавляли к своей одежде специальные накидки, которыми вместо стандартных панам обматывали голову (это позволяло в джунглях маскировать рост).
Многие бойцы обязаны жизнью именно камуфляжу, который не позволял противнику обнаружить патруль в джунглях. Перед выходом на боевое задание проверялось, насколько хорошо подогнано обмундирование и снаряжение каждого бойца. Для маскировки на лицо наносился специальный грим, который устранял блеск кожи.
ЦЕЛЬЮ разведки SAS в зоне их ответственности были два полка противника и отдельный батальон, действовавшие в провинции Фоук Туй. В задачи патрулей входило выявление района их расположения и инфраструктуры, определение и уточнение численного состава, складов и тайников, а также фиксирование всех передвижений. На начальном этапе спецназовцы осуществляли разведывательно-поисковые мероприятия в назначенном районе, вели наблюдения за обнаруженными объектами.
Сложные условия местности, удаленность районов разведки — все это не позволяло эффективно использовать наземную технику, поэтому австралийцы выработали новую тактику высадки и эвакуации с помощью вертолетов. Это дало желаемый результат. Патрули наносили вьетконговцам столь ощутимые удары, что вскоре те объявили награду в пять тысяч долларов за каждого бойца австралийского полка. За умение скрытно приближаться к противнику и быстро растворяться в джунглях вьетконговцы прозвали их "ма ранг" — "призраки джунглей".
Опыт действий австралийского спецназа был востребован по мере развития тактики взаимодействия подразделений SAS с вертолетами, позволявшей высаживаться и эвакуироваться под огнем. Поскольку садиться в джунглях и под огнем было практически невозможно, эвакуация проходила путем сбрасывания с борта вертолета двух-трех веревочных концов с зацепами, чтобы к ним могли пристегнуться бойцы SAS. Далее, по мере набора высоты, им приходилось болтаться за бортом до тех пор, пока вертолет не найдет подходящую площадку для посадки и принятия разведчиков на борт. Подобные действия требовали высочайшего мастерства как летчиков, так и бойцов.
Патруль из четырех-пяти человек, находившийся в джунглях на значительном удалении от основных сил, конечно, был в более сложном положении, нежели пехотные подразделения. Так, в случае ранения одного из солдат патруля проблем с его эвакуацией возникало намного больше, нежели если бы был ранен пехотинец.
НЕСМОТРЯ на растущую активность SAS, наиболее успешными считались те рейды, которые проходили без огневого соприкосновения, а сам факт их совершения оставался тайной для противника. Не догадываясь об активности SAS в данном районе, вьетконговцы продолжали считать свое расположение скрытным и не предпринимали никаких превентивных мер, которые могли бы в дальнейшем помешать патрулям работать в этом районе. Такой вид скрытного ведения разведки зачастую был еще более опасен, поскольку вынуждал патруль наблюдать за противником, подбираясь к его лагерю и оставаясь там в течение длительного времени.
Личный состав патрулей настолько умело маскировался, что очень часто им удавалось проникать непосредственно в расположение врага. Профессионализм и эффективность таких действий были высоко оценены командованием. Командующий австралийскими силами во Вьетнаме генерал-майор Тим Винцент так отозвался о работе SAS: "Не думайте, что мы оцениваем общий успех, основываясь только на количестве убитых солдат противника. Отделение главных сил партизан от населения важно, но может быть, нарушение инфраструктуры частей Вьет Конга не менее важный элемент успеха… Однако, как выяснилось, пехота в ходе своих действий по поиску и уничтожению рассеявшегося противника уничтожает от одного до трех солдат. Быстрота противника и наш ружейный огонь практически равноценны. По этой причине мы привлекли танки с их мощным вооружением, которые действуют совместно с пехотой. Но рассредоточенные или рассеивающиеся силы Вьет Конга после нападения имеют возможность уклониться от нашей пехоты, которая даже не всегда успевает открыть огонь.
В то же время действия небольших партий пехоты в районах расположения противника, где он не боится быть обнаруженным, могут принести ощутимые плоды. Наша SAS имеет на своем счету 81 убитого солдата противника, при своих потерях — один раненый и один умерший от ран.
Если каждое наше пехотное подразделение численностью в сто человек сможет убивать по восемьдесят солдат противника в год, как это делает наша SAS, то через год здесь не останется в живых ни одного партизана. Нам бы хотелось, чтобы патрулей SAS, наносящих удары из засады, было больше, но для этого у нас нет ирокезов".
Мрачный юмор командующего основывается на том, что обучить пехоту действовать подобно SAS не удалось. Хотя эту идею разделяли многие.
ЗА ВРЕМЯ пребывания подразделений полка во Вьетнаме там прошли службу 580 человек. Эскадроны за это время 398 раз вступали в огневой контакт с противником, уничтожили около 500 солдат-вьетконговцев. В ходе ведения разведки был организован 801 наблюдательный пункт и обнаружено большое количество техники и солдат противника.
Столь высокая эффективность действий австралийской SAS объясняется тем, что личный состав был высоко дисциплинирован и хорошо обучен. Во Вьетнаме они действовали скрытно в составе небольших по численности патрулей, зачастую оставаясь невидимыми и недосягаемыми для противника. Особую роль в успехе сыграли грамотное командование SAS, а также четко отлаженное взаимодействие с авиацией.
До этого солдаты эскадрона уже работали во Вьетнаме в качестве советников, что, безусловно, помогло им быстрее адаптироваться в новых условиях. Уже 26 июня эскадрон приступил к боевой работе. Зоной его ответственности стала провинция Фоук Туй, что примерно в семидесяти километрах юго-восточнее Сайгона. Довольно скоро обстановка потребовала более активного участия SAS в боевых действиях. Одновременно была усилена тыловая база воюющего эскадрона и штаб. Командовал полком бригадир Джексон, один из немногих, кто понимал реальные возможности SAS.
Следует заметить, что австралийская SAS во Вьетнаме никогда не была представлена полковой структурой. Это объясняется ограниченной зоной ответственности. Полковая структура предназначена прежде всего для развертывания инфраструктуры, которая позволит оперативно перебрасывать эскадроны SAS и обеспечивать их боевую деятельность в любом регионе мира. В пределах же провинции патрули доставлялись вертолетами 9-й эскадрильи королевских ВВС Австралии.
За годы войны Вьетнам стал свидетелем очень тесного и довольно успешного взаимодействия SAS с ВВС. Успех этого взаимодействия базировался на личных отношениях бойцов спецназа и пилотов армейской авиации. Бойцы полка полностью полагались на опыт пилотов, которые неоднократно вытаскивали патрули спецназа прямо из-под огня противника. Вертолетчики довольно часто рисковали своей жизнью, поскольку спасали не какое-то абстрактное подразделение SAS, а своих друзей и товарищей.
Действия третьего эскадрона уже на первом этапе были высоко оценены их американскими союзниками. Только за девять месяцев боевого применения эскадрону удалось провести 134 дальних патрулирования, при этом 27 раз патрули вступали в бой с превосходящими силами противника (надо учитывать, что все эти столкновения имели место в ходе ведения разведывательных действий, которые вели патрули численностью не более четырех человек).
В январе 1967 года во время такого боя один боец получил тяжелое ранение. Вертолетами патруль удалось эвакуировать из-под огня противника. Раненого сразу же переправили для лечения в Австралию, но спасти его так и не удалось. Это был первый боец SAS, погибший во Вьетнаме.
16 февраля 1968 года на смену третьему эскадрону был направлен первый эскадрон полка. За время командировки им было проведено 246 дальних патрулирований, уничтожено 83 партизана Вьет Конга и обнаружено 405 солдат противника. Затем боевые задачи во Вьетнаме выполняли бойцы второго эскадрона. Полностью эскадроны SAS были выведены из страны в 1972 году.
ВО ГЛАВЕ патруля стоял, как правило, сержант или лейтенант. Состав патруля зависел от выполняемой задачи. Обычно он насчитывал пять человек: командира и его заместителя, разведчика, связиста и медика. Большинство патрулей, которые вели разведку, состояли из четырех-пяти человек, засады же проводили большими силами, хотя и были исключения. Из вооружения солдаты чаще предпочитали автоматическую винтовку SLR калибра 7,62-мм, хотя некоторые использовали американскую штурмовую винтовку М-16. Особо популярным был ее вариант с подствольным гранатометом. При выполнении некоторых задач использовался пулемет М60, пистолет-пулемет Stirling с прибором для бесшумной стрельбы.
Действуя автономно в течение нескольких дней, патруль был вынужден нести с собой все — от боеприпасов до продуктов питания. Нагрузка между солдатами, входящими в состав патруля, распределялась лично командиром в соответствии с индивидуальными особенностями каждого бойца.
Для связи патруля с базой использовались, как правило, переносные коротковолновые радиостанции AN PRS64, они позволяли связываться как в телеграфном, так и в телефонном режиме. Патруль имел также три радиостанции URC10, которые работали в телефонном режиме и в режиме радиомаяка. Радиомаяк позволял наводить на цель летательные аппараты. Две радиостанции были настроены на частоту авиации, а одна — на международную частоту (Mayday). Защита передаваемой информации осуществлялась с помощью шифроблокнота OTPL(One Time Letter Pad). Каждая его страница была индивидуальна, имела свой номер и могла использоваться только один раз.
Одежда и снаряжение солдата подбирались и подгонялись индивидуально для каждого. Костюмы были либо американские, камуфляжные, либо австралийские, оливкового цвета, получившие на солдатском сленге название "зеленка". Некоторые добавляли к своей одежде специальные накидки, которыми вместо стандартных панам обматывали голову (это позволяло в джунглях маскировать рост).
Многие бойцы обязаны жизнью именно камуфляжу, который не позволял противнику обнаружить патруль в джунглях. Перед выходом на боевое задание проверялось, насколько хорошо подогнано обмундирование и снаряжение каждого бойца. Для маскировки на лицо наносился специальный грим, который устранял блеск кожи.
ЦЕЛЬЮ разведки SAS в зоне их ответственности были два полка противника и отдельный батальон, действовавшие в провинции Фоук Туй. В задачи патрулей входило выявление района их расположения и инфраструктуры, определение и уточнение численного состава, складов и тайников, а также фиксирование всех передвижений. На начальном этапе спецназовцы осуществляли разведывательно-поисковые мероприятия в назначенном районе, вели наблюдения за обнаруженными объектами.
Сложные условия местности, удаленность районов разведки — все это не позволяло эффективно использовать наземную технику, поэтому австралийцы выработали новую тактику высадки и эвакуации с помощью вертолетов. Это дало желаемый результат. Патрули наносили вьетконговцам столь ощутимые удары, что вскоре те объявили награду в пять тысяч долларов за каждого бойца австралийского полка. За умение скрытно приближаться к противнику и быстро растворяться в джунглях вьетконговцы прозвали их "ма ранг" — "призраки джунглей".
Опыт действий австралийского спецназа был востребован по мере развития тактики взаимодействия подразделений SAS с вертолетами, позволявшей высаживаться и эвакуироваться под огнем. Поскольку садиться в джунглях и под огнем было практически невозможно, эвакуация проходила путем сбрасывания с борта вертолета двух-трех веревочных концов с зацепами, чтобы к ним могли пристегнуться бойцы SAS. Далее, по мере набора высоты, им приходилось болтаться за бортом до тех пор, пока вертолет не найдет подходящую площадку для посадки и принятия разведчиков на борт. Подобные действия требовали высочайшего мастерства как летчиков, так и бойцов.
Патруль из четырех-пяти человек, находившийся в джунглях на значительном удалении от основных сил, конечно, был в более сложном положении, нежели пехотные подразделения. Так, в случае ранения одного из солдат патруля проблем с его эвакуацией возникало намного больше, нежели если бы был ранен пехотинец.
НЕСМОТРЯ на растущую активность SAS, наиболее успешными считались те рейды, которые проходили без огневого соприкосновения, а сам факт их совершения оставался тайной для противника. Не догадываясь об активности SAS в данном районе, вьетконговцы продолжали считать свое расположение скрытным и не предпринимали никаких превентивных мер, которые могли бы в дальнейшем помешать патрулям работать в этом районе. Такой вид скрытного ведения разведки зачастую был еще более опасен, поскольку вынуждал патруль наблюдать за противником, подбираясь к его лагерю и оставаясь там в течение длительного времени.
Личный состав патрулей настолько умело маскировался, что очень часто им удавалось проникать непосредственно в расположение врага. Профессионализм и эффективность таких действий были высоко оценены командованием. Командующий австралийскими силами во Вьетнаме генерал-майор Тим Винцент так отозвался о работе SAS: "Не думайте, что мы оцениваем общий успех, основываясь только на количестве убитых солдат противника. Отделение главных сил партизан от населения важно, но может быть, нарушение инфраструктуры частей Вьет Конга не менее важный элемент успеха… Однако, как выяснилось, пехота в ходе своих действий по поиску и уничтожению рассеявшегося противника уничтожает от одного до трех солдат. Быстрота противника и наш ружейный огонь практически равноценны. По этой причине мы привлекли танки с их мощным вооружением, которые действуют совместно с пехотой. Но рассредоточенные или рассеивающиеся силы Вьет Конга после нападения имеют возможность уклониться от нашей пехоты, которая даже не всегда успевает открыть огонь.
В то же время действия небольших партий пехоты в районах расположения противника, где он не боится быть обнаруженным, могут принести ощутимые плоды. Наша SAS имеет на своем счету 81 убитого солдата противника, при своих потерях — один раненый и один умерший от ран.
Если каждое наше пехотное подразделение численностью в сто человек сможет убивать по восемьдесят солдат противника в год, как это делает наша SAS, то через год здесь не останется в живых ни одного партизана. Нам бы хотелось, чтобы патрулей SAS, наносящих удары из засады, было больше, но для этого у нас нет ирокезов".
Мрачный юмор командующего основывается на том, что обучить пехоту действовать подобно SAS не удалось. Хотя эту идею разделяли многие.
ЗА ВРЕМЯ пребывания подразделений полка во Вьетнаме там прошли службу 580 человек. Эскадроны за это время 398 раз вступали в огневой контакт с противником, уничтожили около 500 солдат-вьетконговцев. В ходе ведения разведки был организован 801 наблюдательный пункт и обнаружено большое количество техники и солдат противника.
Столь высокая эффективность действий австралийской SAS объясняется тем, что личный состав был высоко дисциплинирован и хорошо обучен. Во Вьетнаме они действовали скрытно в составе небольших по численности патрулей, зачастую оставаясь невидимыми и недосягаемыми для противника. Особую роль в успехе сыграли грамотное командование SAS, а также четко отлаженное взаимодействие с авиацией.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения